мобайл
Источники
Визуальные источники
чертежи, планы, гравюры, фотографии
Ивановский Монастыр
Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи
Соборная церковь Усекновения честные главы Иоанна Предтечи в бывшем Ивановском монастыре в Москве". Литография из издания А.А. Мартынова и И.М. Снегирева "Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества". М., 1847-1859
Иоанно-Предтеченский или Ивановский монастырь – крупный культовый комплекс, расположенный на склоне холма, которому он дал название – Ивановской горки. Монастырь находится вблизи храма Владимира в Старых садех и занимает участок сложной формы плана.

Документальные свидетельства о времени основания монастыря скудны. По наиболее распространенной версии, монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы-реки – в Замоскворечье. В 1530 году, после рождения у Василия III долгожданного наследника, будущего царя Иоанна Васильевича, обитель перевели на Кулишки, и она стала женской. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в конце XVI века, в Ладанных книгах 1585 года: «к Ивану Предотечи под Бор, что у Володимера в Садех» (ДАИ. СПб., 1846. Т. I. С. 210; Павлович Г. А. Храмы средневековой Москвы по записям Ладанных книг (Опыт справочника-указателя) // Сакральная топография Средневекового города. М., 1998. С. 164).

Существующий монастырский комплекс возведен в середине XIX века; древних сооружений в его составе не сохранилось. До 1860-х годов в монастыре существовал каменный (кирпичный) соборный храм, известный по нескольким источникам.

Древний монастырский собор, по мнению исследователей, был старше первых письменных упоминаний о монастыре – архитектурные формы позволяют отнести его постройку к 1510-м годам. А.Л. Баталов высказал предположение, что именно это храм упоминается под 1514 годом в числе 11 церквей, возведенных в Москве по приказу Василия III итальянским архитектором Алевизом: «Иван Крестителя Усекновения святыя его главы, иже под Бором зовется», хотя традиционно это свидетельство принято соотносить с храмом Иоанна Предтечи под Бором в Замоскворечье, в Черниговском переулке (Баталов А.Л. Ивановский монастырь // Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. М., 2007. С.299).
исторические
Рисунки и гравюры
Аксонометрический рисунок собора Ивановского на плане худ. Д. С. Индейцева, грав. Ш. Клаэзен. Nouveau plan de Moscou illustre / Dresse et Dessine par Indeisseff. Grav. par Ch.Claesen. Publie par J. Daziaro. Paris, Moscou et St/Petersbourg. 1852.
исторические
Планы
План собора Ивановского монастыря. Из издания: М. В. Красовский
«Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества (от основания Москвы до конца первой четверти XVIII века). М., 1911»
4). Планы Ивановского монастыря в Москве XVIII – первой половины XIX веков. Наиболее подробны чертежи конца XVIII века (РГВИА. Ф.418. Оп.1. Д.418; опубликован: Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С.311) и план 1833 года (ЦГА Москвы. Ф.Т-1. Мясницкая часть. Ед.хр. 349/423; опубликован: Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. М., 2007. С.338).
исторические
Фотографии
Фотография «Вид Москвы от угла Подкопаевского и Большого Трехсвятительского переулков», 1850-е годы. ГБЛ ИЗО. Коллекция Э.В. Готье-Дюфайе. Т.1.
№ 3061/6.
В Старых Садех
Церковь князя Владимира
Н. Я. Тамонькин. Церковь Владимира в Старых Садех. 1660-е - 1680-е гг. Рисунок 1947 г.
Церковь князя Владимира в Старых Садех - одна из построек, фиксирующих древнейшую планировочную структуру восточной части Белого города. Храм был основан в великокняжеской резиденции, известной с начала XV века («Новый двор» князя Василия Дмитриевича). Летняя усадьба располагалась на возвышенном месте и была окружена садами, которые позже, по мере развития посада, стали называться «старыми».

Первая каменная церковь на месте прежней деревянной была по­строена в 1514-1516 годах Алевизом Фрязином (Новым) по приказу и на средства великого князя Василия III (Полное собрание русских летописей. Т.VI. С.254; Т.VIII. С.254-255; Т.XIII. С.18; Т. XX. С.387; Т.XXIII. С.200; Т.XXVIII. С.348). Небольшой, по-видимому, храм простоял чуть более 150 лет. С начала XVII века он значится приходским (Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Ч. 1. М., 1884. Стлб. 500-502); в конце столетия в его приходе было 16 дворов, все – представителей боярства и служивых сословий (Ружная розметная книга 1699 г. // Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Ч. II. М., 1891. Стлб. 501). Видимо, на средства прихожан церковное здание было полностью перестроено в 1660-1690-е годы. Эта постройка, в основном, дошла до нашего времени. При реставрационных исследованиях памятника (арх. Г.К. Игнатьев, 1970-1980-е годы) следов здания начала XVI века в его составе найдено не было (Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1983. С.323).
исторические
Чертежи
Реставрационный чертеж 1980-е гг.
План церкви Владимир в Старых садех XVII-XIX вв.
Городская усадьба
Ф.А. Головина – княгини Н.С. Щербатовой
Орловская богадельня. Вид с востока. Рубеж XIX–ХХ вв. Из фондов ГНИМА. Воспр. по изд.: Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1986. С. 314
Церковь князя Владимира в Старых Садех - одна из построек, фиксирующих древнейшую планировочную структуру восточной части Белого города. Храм был основан в великокняжеской резиденции, известной с начала XV века («Новый двор» князя Василия Дмитриевича). Летняя усадьба располагалась на возвышенном месте и была окружена садами, которые позже, по мере развития посада, стали называться «старыми».

Первая каменная церковь на месте прежней деревянной была по­строена в 1514-1516 годах Алевизом Фрязином (Новым) по приказу и на средства великого князя Василия III (Полное собрание русских летописей. Т.VI. С.254; Т.VIII. С.254-255; Т.XIII. С.18; Т. XX. С.387; Т.XXIII. С.200; Т.XXVIII. С.348). Небольшой, по-видимому, храм простоял чуть более 150 лет. С начала XVII века он значится приходским (Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Ч. 1. М., 1884. Стлб. 500-502); в конце столетия в его приходе было 16 дворов, все – представителей боярства и служивых сословий (Ружная розметная книга 1699 г. // Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. Ч. II. М., 1891. Стлб. 501). Видимо, на средства прихожан церковное здание было полностью перестроено в 1660-1690-е годы. Эта постройка, в основном, дошла до нашего времени. При реставрационных исследованиях памятника (арх. Г.К. Игнатьев, 1970-1980-е годы) следов здания начала XVI века в его составе найдено не было (Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1983. С.323).
исторические
Чертежи и планы
1757 год. План двора княгини вдовы Натальи Степановны Щербатовой в 1 команде в Белом городе в приходе церкви Петра и Павла что у Яузских ворот для подания в Московскую полицмейстерскую канцелярию.

1. Двор и сад ее княгини Щербатовой.
2. Под темною тушью строение желает сломать,
3. Вновь построить каменные палаты которые назначены красными линиями.
4. Да при оных же палатах сделать, переходы каменные,
5. На каменных палатах покрыть кровлю вновь и около двора сделать заборы.
6. Домашняя церковь,
7. Двор и сад вдовы секретарши Протасовой.
8. Красные линии значат указные уступки.
9. Переулок проезжий к Белому городу
10. Проезд подле Белого города и вал земляной.
11. Переулок проезжий в прочие переулки.
12. Дворы обывательские.

Под красною тушью строение каменное.
Под светло-желтою тушью строение деревянное нежилое.

Архитектор Василий Яковлев.

План двора княгини вдовы Натальи Степановны Щербатовой. ГИМ ОПИ ф.440, оп.1,д.942, л. 136
1831 год. Генплан владений московской 1-й гильдии купеческой жены А.Н. Немчиновой (совр. Петропавловский пер., 1 / Подколокольный пер., 12 и Подколокольный пер., 16/2). ЦГА Москвы. Ф.Т-1., Мясницкая часть. Ед. хр. 776-377-784/409. Д. 1. Л. 1.
1843 годы. Владение гвардии полковника Владимира Ивановича Орлова (совр. вл. Подколокольный пер., 16/2). Восточный фасад главного дома (совр. стр. 5) и домовой церкви (не сохранилась). Фиксация. ЦГА Москвы. Ф.Т-1. Мясницкая часть. Ед. хр. 776-377-784/4
Палаты Н.С. Щербатовой с флигелем
и домовой церковью азанской Божьей Матери. Реконструкция
плана палат на 1757 Год, совмещенная с планом церкви 1698-1702 годов. планы 1 и 2 этажей.
Церковь Смоленской Божьей Матери при доме Орловой вблизи Хитровской площади (бывшая церковь Казанской Божьей Матери при доме Ф.А. Головина). Фото 1883 г. Альбом Н.А. Найденова. М., 1884.
Made on
Tilda